пятница, 5 января 2018 г.

Атака на форекс-дилеров. Мошеннические схемы и нечестные клиенты

Всем доброго дня.
Наткнулся тут на отсчёт заседания Экспертного совета при Ассоциации форекс-дилеров по вопросам развития внебиржевого финансового рынка. Было интересно почитать.

С развитием форекс-индустрии на российском рынке сформировался целый перечень «черных схем», по которым действуют клиенты-мошенники. Одновременно форекс-дилеров атакуют в Интернете и потоком жалоб во всевозможные инстанции.

Рынок Форекс в глазах среднестатистического россиянина пока еще остается terra incognita. Одни видят в нем уникальную возможность торговать на валютном рынке и рынке внебиржевых финансовых инструментов с минимальными капиталами, другие – некую разновидность казино. Ситуация принципиально начала меняться с вступлением в силу с начала 2016 года закона о регулировании рынка форекс. Однако этот же закон создает и новые проблемы – в частности, как регулятор, так и другие институты видят поток жалоб на форекс-дилеров. Что стоит за этим потоком? Зачастую – действия мошенников.

Жалобы клиентов форекс-компаний делятся на три разновидности – их рассылают и по объективным обстоятельствам, и в «отместку за проигрыш», и для того, чтобы обеспечить возможность «ловить рыбку в мутной воде». Регулятор в лице Банка России еще не освоил новый объект регулирования в достаточной степени для того, чтобы сразу увидеть – где реальная жалоба с реальными на то основаниями, а где наговор и жалобщик – сам мошенник. Реакция, соответственно, несимметричная и мешает как нормальной работе, так и нормальному регулированию рынка, что и так непросто в переходный период начала действия на свежевспаханном российском правовом поле.

«Пока форекс-дилеры, озабоченные нововведенным лицензированием, могут не принимать эту проблему всерьез, - говорит вице-президент Ассоциации региональных банков России Ян Арт. - Точно так же банки поначалу, на старте кредитного бума, не принимали всерьез кредитных мошенников, пока те не вышли на «промышленные» объемы. Однако, коль скоро рынок Форекс теперь не только регулируемый, но и саморегулируемый, необходимы совместные стандартизированные методы борьбы с мошенниками, использующими различные схемы».

Портал Finversia.ru при участии экспертов Национальной ассоциации форекс-дилеров (НАФД) и Финансовой комиссии составил «реестр» наиболее распространенных мошеннических схем. По оценкам экспертов, практически во всех случаях использования мошеннических схем необходима регистрация счетов на посторонних людей и зачастую такие счета можно выявить по ряду прямых или косвенных признаков - IP, один аффилиейт, одновременное открытие сделок, разнонаправленные сделки одним объемом в одно и то же время и, если форекс-дилер «засек» мошенника, - попытка при помощи жалоб добиться вывода незаконно полученных средств со счета.

Отмывка бонуса

Регулятор, так и другие институты видят поток жалоб на форекс-дилеров. Что стоит за этим потоком?
Для этой схемы используются два аккаунта в одной компании на разных людей или в двух разных компаниях. Предположим, на каждый аккаунт было внесено по $1K и получен 100% бонус. На каждый полученный доллар бонуса необходимо отработать $10,000 волиума. Предположим, что средний спред на EURUSD в компании 1.5 пункта.
На обоих счетах открываются разнонаправленные сделки одинаковым объемом на весь депозит, после чего один счет обнуляется, а второй удваивается. На втором счету образуется сумма $4K, из которых $1K это бонус. Отработать нужно $10M волиума. При открытии сделок по EURUSD на $10M клиент заплатит спред на $1,500. Таким образом, на счету останется $4K-$1,5К  = $2,5K, доступных для вывода. Из них 2К были внесены клиентом и $500 чистый доход.

«Аналогичная схема применяется с задействованием четырех аккаунтов, - говорит президент форекс-компании MaxiMarkets Яков Лившиц. - Депозит $1K и бонус 100%. После двойного перелива на одном аккаунте образуется сумма $8K, из которых бонус только $1K. В данном случае профит будет, даже если спред на EURUSD будет больше чем 1.5 пункта. Например, при спреде 2 пункта чистый профит по схеме составит $2К. Также эта схема работает при получении бонуса менее 100%. Например, при бонусе 70% и 2 пунктах спреда, чистый доход составит 1700*4-4000-700*10000*0.0002=1400.

Отмывка аффилиейтских бонусов

Схемы с задействованием аффилиейтов, которые получают дополнительное вознаграждение за приведенных клиентов. Например, аффилиейт получает CPA $350 за приведенного клиента.  Для получения аффилиейтского вознаграждения требования по волиуму очень невысокие, от 0.5 до 3 лотов. Предположим, берутся документы 10 людей, на каждого заводится депозит $500. При открытии 3 лотов на EURUSD при спреде 2 пункта, клиент заплатит 60 долларов. Аффилиейт получает свое вознаграждение $3500. Через некоторое время оставшиеся депозиты выводятся. Чистый доход получается 3500-10*60=2900.  Здесь возможны многочисленные варианты с дополнительными бонусами, переливами депозитов с аккаунта на аккаунт, созданием видимости активной торговли.

Как рассказал президент финансового холдинга MFX Group Игорь Волков, около 30% участников популярных акций - это бонус-хантеры. Это значит, треть средств на продвижение компания потратила зря, плюс еще и потеряет на выплатах тем, кто займется «переливанием» бонуса со счета в одной компании на счет в другой.

«Сумма, выделяемая брокером на акции, не бесконечна. А получается, что ее «выбирают» те, кто профессионально занимается заработком на этом, а новички уже не могут попробовать действительно хорошие акционные условия. Дополнительные расходы связаны и с содержанием инфраструктуры, способной защитить брокера, а также с тратами на штат, чтобы эту инфраструктуру поддерживать. И поверьте, это немало. В любом бизнесе дополнительные издержки перекладываются на конечного клиента, а значит комиссии выше, процедуры сложнее», - комментирует Волков.

Чарджбек

«Израильтяне специально подстроили мне убыток 8 мая, чтобы испортить русскому человеку великий праздник Победы»
На два аккаунта в одной компании или в разных компаниях заводятся одинаковые депозиты. Открываются разнонаправленные сделки на весь депозит, в результате чего один аккаунт удваивается, а второй обнуляется. После чего с первого аккаунта деньги выводятся, а на второй делается чарджбек. Чистый доход - сумма депозита. На одну кредитную карту можно сделать один чарджбек, но не секрет - в России недорого можно найти людей, заплатить им за труды и оформить все на их кредитки, дабы сделать чарджбек.

Арбитраж на новостях и волатильности

Программное обеспечение, которое получает сигнал от новостного провайдера о выходе новости, обрабатывает ее и отправляет сигнал на покупку/продажу на клиентскую часть, которая заранее настроена и установлена на VPS. Вся цепочка выполняется примерно за 30 миллисекунд, что практически всегда быстрее, чем обновление котировок у дилера после выхода новости. По сути, получается новостной арбитраж, позволяющий мошенникам получать довольно высокую незаконную прибыль. «В биржевой среде сформированы механизмы, препятствующие новостному арбитражу, - комментирует президент НАУМИР и НАПКА, член совета НАФД Алексей Саватюгин. – Только формирующаяся система регулирования форекс-рынка пока подобных инструментов не подразумевает и, соответственно, жалобы мошенников, работающих на этой схеме, априори воспринимаются как объективные».

Эту же мысль подтверждает Ян Арт: в Ассоциацию региональных банков России поступила жалоба на одного форекс-дилера от клиентов, которые попытались сработать на арбитраже и, будучи уличенными в этом, решили атаковать компанию по всем возможным инстанциям. Любопытно при этом, что во все российские организации жалобу написала группа клиентов с адресом проживания во Львове.

Схожий вариант мошенничества - арбитраж на волатильности. Как правило, используется программный комплекс, подключенный с одной стороны к нескольким быстрейшим поставщикам котировок, с другой стороны к клиентскому терминалу. При разнице в котировках на 10-12 пунктов, система автоматически открывает арбитражные сделки. Разница во времени между поставщиком котировок и брокером бывает до 200-300 миллисекунд. Наиболее эффективно система работает на скачках волатильности и не обязательно на новостях.

Отказ от ответственности

Зачастую клиент, зафиксировав значительный убыток по своему счету, требует вернуть всю сумму депозита, аргументируя это следующими вещами: этот рынок «ненастоящий», «дилер все специально подстроил», «я не хотел заключать сделки, мне их посоветовали заключать третьи лица» или даже «я передал свои пароли третьим лицам, это все они». Зачастую эти же клиенты утверждают, что им якобы обещали гарантированную прибыль, хотя трудно найти на рынке хоть одного известного форекс-дилера, на сайте которого не было бы предупреждения о рисках.

Любопытно, что возник целый бизнес, помогающий подобным мошенникам. Интернет-реклама кишит объявлениями «Поможем вернуть деньги от форекс-дилеров и инвестиционных компаний». Суть такой «помощи»: клиент зачислил с помощью банковской карты деньги на счет дилера или инвесткомпании, попробовал наудачу, если в прибыли – отлично, если в убытке – он опротестовывает транзакцию по карте.

По мнению экспертов, характерной чертой того, что подобные претензии клиента имеют именно недобросовестный характер является следующее: клиент длительное время совершал сделки по счету (иногда месяцы и годы), и только после значительных убытков заявляет, что не согласен с рисковым характером действий; клиент был уведомлен надлежащим образом о рисках, процедурах хранения (смены) паролей к торговому счету. Имеются документы, подписанные клиентом, например положение о раскрытии рисков. Однако, клиент отказывается от них, аргументируя это тем, что документов не читал и подписал их «только для галочки». Любопытно, что часто такие клиенты имеют счета у разных дилеров (либо несколько у одного дилера); продолжает торговлю по одним счетам (успешным), но одновременно не соглашается по убыткам на других.

Обналичка валюты

«Необходимы совместные стандартизированные методы борьбы с мошенниками, использующими различные схемы»
Периодически у форекс-дилеров встречаются клиенты, которые не собираются торговать либо открывают сделки минимальным объемом для вида, но при этом пополняют счета на приличные суммы. При этом пополняют они, например, с банковского счета, а пытаются их вывести на веб-кошелек, либо наоборот. По сути они пытаются «отмыть» средства, как правило, неизвестного происхождения. Для дилера чревато тем, что платежная система, через которую пройдет транш может расторгнуть отношения с ним и заморозить сумму клиента до момента подтверждения данных. Соответственно, дилеры стараются блокировать такие операции, а клиент-«отмывальщик» строчит очередную жалобу на «жуликов, которые не возвращают мне деньги».

…И многое другое
Председатель совета директоров Финансовой комиссии Петр Татарников напоминает еще о многих вариантах мошенничества клиентов форекс-дилеров. В их числе - подделка документов. «Принудительная верификация введена большинством брокеров не из-за усложнения входа клиента на рынок, а с целью отсечь мошенников, которые соревнуются в искусстве владения фотошопом, - поясняет Татарников. - Аналогично подтверждению личных данных, действуя по принципу «знай своего клиента», важно верифицировать и платежные способы, которые использует клиент. Примеров, когда клиент пополняется с чужой карты или кошелька – очень много. Тут важно отметить, факты, при которых злоумышленникам удается завладеть реквизитами торгового счета, кодовым словом, получить доступ к торговому счету и от имени клиента предпринимать действия по выводу денежных средств». В последнем случае страдает уже не только форекс-компания, но и добросовестные клиенты.

Поток жалоб

Генеральный  директор компании «Финам-Форекс» Ярослав Дюсуше не видит большого смысла обсуждать предыдущий опыт работы с клиентами форекс-компаний, возникший за рамками правового поля. Сегодня, по оценкам эксперта, ситуация изменилась, хотя и не стоит отрицать – обширные права законодательно защищенных клиентов по отношению к форекс-дилерам непременно повлекут за собой злоупотребления со стороны этих клиентов в виде необоснованных жалоб куда только возможно, в том числе и регулятору рынка.

«Для репутации компании любая жалоба является негативом, но этого никак не избежать. В большинстве случаев конфликты подобного рода при работе на других рынках разрешаются на уровне разъяснения позиции компании, хотя, неизбежны эксцессы, когда компании приходится отстаивать свою позицию в суде», - прокомментировал Дюсуше.

«На мой взгляд, большинство жалоб в государственные органы поступает от тех клиентов, кто обслуживался в недобросовестной компании или был недостаточно полно проинформирован о финансовых рыках и в связи с этим не смог оценить свой уровень подготовки и выбрать подходящую услугу. В нашей компании есть как сервисы для начинающих трейдеров, так и предложения для более опытных клиентов, но не все компании все предоставляют такой ассортимент. Тем не менее, возможно, что жалобы от тех, кто нарушает клиентские соглашения сознательно, тоже поступают», - прокомментировала директор по ключевым проектам компании «ИнстаФорекс» Анна Кочкина.

По словам Кочкиной, на рынке действительно присутствует прослойка трейдеров, которые используют в торговле так называемые «мошеннические схемы». Такие клиенты не стремятся провести анализ рынка и сделать верный прогноз изменений валютных курсов, их стратегии направлены на извлечение прибыли посредством использования несовершенств торговой платформы или совершения операций, противоречащих торговым регламентам компании. Иногда они публично - на форумах, в социальных сетях оспаривают решения компаний об отмене прибыли и несмотря на то, что начальный депозит, как правило, возвращается на их счет, требуют вернуть средства, полученные от операций, совершенных вразрез с торговым регламентом.

«Именно «нечестные» клиенты становятся авторами бесконечных «черных» постов на многих форумах и в соцсетях»
«Подобные ситуации действительно наносят определенный репутационный ущерб, поскольку для заголовков как правило, используются красочные эпитеты и метафоры, выражающие мнение клиента о компании. Для того чтобы таких случаев было меньше, мы размещаем в открытом доступе клиентское соглашение, содержащее все правила торговли, а процедура регистрации в компании устроена таким образом, что клиент не может открыть торговый счет, не подтвердив факт ознакомления с данным документом. Однако наша политика заключается не в противодействии клиенту, а в общении с ним», - прокомментировала Кочкина.

Эксперт также отметила, что далеко не все трейдеры нарушают клиентское соглашение осознанно, действия некоторых попадают под «мошеннические схемы» случайно, поэтому обращения трейдеров рассматриваются индивидуально и по каждому случаю даются мотивированные обоснования действий компании. Многие обращения рассматриваются в пользу клиента или ему предлагается компромиссный вариант.

Петр Татарников напоминает и про негатив и шантаж от рекламных и псевдомедийных ресурсов. «Речь идет об онлайн ресурсах (форумах, рейтингах, блогах), на которых брокеры размещают рекламу, - говорит Татарников. - Многие компании сталкиваются со случаями откровенного шантажа в стиле: «Если вы не будете и дальше оплачивать баннер или спонсорство какого-то раздела, то мы напишем о вашей компании негативные отзывы». В большей степени это относится к однотипным рейтингам, принадлежащим одним и тем же людям, которые когда-то активно продвигали MMSIC».

Впрочем, иногда мошенники и более агрессивно атакуют дилеров. «Если сайты брокеров, а также торговые сервера подвергаются атакам со стороны других брокеров, то в этом случае можно говорить о нечестной конкурентной войне, - напоминает Петр Татарников. - Но также атаки могут происходить и со стороны одного клиента или группы клиентов, чьи деньги брокер не дает вывести. В обоих случаях, очень трудно найти источник или заказчика, но кратковременные проблемы обеспечены».

Эту же мысль подтверждает и Игорь Волков; по его оценкам репутационный ущерб связан с информационным полем, которое создают мошенники вокруг брокера. «Обратите внимание, часто именно «нечестные» клиенты становятся авторами бесконечных «черных» постов на многих форумах и в соцсетях, порождая негатив в отношении компании и фактически «отбивая» клиентов. Шантаж со стороны мошенников стал уже практически нормой. Форекс-компаниям стоит объединяться и взаимодействовать не только, чтобы лоббировать законы, но и для того, чтобы обеспечить защиту своих интересов. Поддержки хотелось бы ожидать и от честных трейдеров. Отсутствие интереса к дискуссиям читеров на форумах, понимание процессов, происходящих на рынке, повышение своей финансовой грамотности, безусловно, помогут брокеру в том, чтобы хорошо делать свою работу и предлагать стоящие акции и торговые условия», - полагает Волков.

Жалобы, отмечают многие представители форекс-компаний, как правило, содержат обвинения в адрес компаний либо о якобы открытых или закрытых без ведома клиента сделках, либо об отказе начислить на аккаунт и вывести на счет клиента прибыль. Отличительная черта – мошенники предпочитают для ввода и вывода средств использовать не банковские счета, а веб-кошельки. Часто перечисляются моменты, долженствующие вызвать сочувствие к жалобщику – например, неожиданно вдруг сообщается, что якобы обманутый клиент – мать-одиночка, инвалид первой группы, социально незащищенный слой и т.п. и т.д. По словам Яна Арта, в одну из банковских ассоциаций однажды пришла жалоба на форекс-дилера, имеющего головной офис в Израиле, с утверждением, что «израильтяне специально подстроили мне убыток 8 мая, чтобы испортить русскому человеку великий праздник Победы».

Что делать?

По словам исполнительного директора НАФД Алексея Евсикова и вице-президента АРБР Яна Арта, создание системы взаимоотношений форекс-сообщества с клиентами становится все более актуальной. «В «доправовую эру» российского форума эту тему заметно испортили недобросовестные форекс-дилеры, создавшие сотни сомнительных форумов и десятки странных «рейтингов», смысл которых был только в одном – опорочить конкурентов», - напоминает Ян Арт. – Теперь на повестке дня – создание такого информационного пространства, которое было бы максимально объективным и независимым от форекс-дилеров. Такая площадка может стать местом диалога дилеров и трейдеров России».

По мнению экспертов, не исключено и формирование единого «черного списка» мошенников и «черного списка» интернет-ресурсов, шантажирующих форекс-дилеров, – для того, чтобы и участники рынка, и регулятор могли отсечь эту категорию от рекламаций и запросов вполне добросовестных клиентов форекс-дилеров.

0 Responses to “Атака на форекс-дилеров. Мошеннические схемы и нечестные клиенты”

Отправить комментарий